В фондах Белогорского краеведческого музея хранится коллекция из семидесяти пяти картин местного самодеятельного художника Якова Петровича Доронина. Картины были подарены автором музею в 1970-90-е. годы. Это пейзажи, портреты, натюрморты, которые являются свидетелями чувств, переживаний и творческих поисков художника. Открывая мир души, они ведут нас по затаенным тропкам философских раздумий художника о смысле жизни, о.единстве с природой. Рождается человек, происходит узнавание мира, появляются первые впечатления, полеты мысли.
Сибирь подарила России немало ярких
личностей, поэтов, музыкантов, художников. Среди них Яков Петрович Доронин. Он
родился в Кемеровской области. Красота несказанная в этих краях. Шагни за
околицу и вот она, тайга. Встретят тебя и высокие кедры, подпирающие небо, робкие
березки, растущие ниже, во втором ярусе, словно малые ребята под крылом у
могучих хвойных деревьев. А сколько цветов, сколько ягод! Поневоле глаза
разбегаются. И пусть тебе всего пять или семь лет, все равно ты не сможешь
остаться равнодушным к этому могучему великолепию растительности. Поневоле
захочется как-то выразить свое отношение к ней! Дедушка маленького Якова
способствовал формированию мировоззрения - учил мальчика чуткому отношению к природе, бабушка
заботилась о духовном развитии Якова, вместе они ходили в церковь. С большим
интересом он рассматривал стены, расписанные ликами святых, удивлялся
безвестным русским умельцам, нарисовавшим на огромном куске стены удивительную
сказку об Илье - пророке на огненной колеснице (конечно, Яков в ту пору уже был
знаком с живописью и из других источников: с| иллюстрациями к книгам былин или
сказок).
И все-таки тем решающим, что, наконец, заставило его
взяться за карандаш, была поездка с отцом в другой город. До сих пор ничего,
кроме своего города и его окрестностей, Яков не видел. И вдруг перед ним
открылся новый, доселе неведомый мир. Все оказалось ярким впечатляющим. Это и
побудило Якова взять карандаш и передать увиденное на бумаге. С тех пор он
мечтал быть только художником. Но чем взрослее он становился, тем меньше
чувствовал веру в свое призвание. Многие советовали ему поступать в
художественное училище. Но Яков подумал и поступил в фабрично-заводское училище
на слесаря по ремонту локомотивов. Слесарная специальность в дальнейшей жизни очень
пригодилась.
В училище художественное он все же поступил.
Позже работал в депо, писал картины, этюды лишь в свободное время.
Учился в Омском художественном училище, но не доучился, его призвали в армию. А война и вовсе перепутала карты. Вернулся Яков домой только в 1943 г., как раз в середине войны, с серьезной травмой головы, инвалидом второй группы. Устроился художником - оформителем в железнодорожном клубе. Пригодился Яков Петрович клубу и как художник декоратор. Но его больше привлекала станковая живопись.
Учился в Омском художественном училище, но не доучился, его призвали в армию. А война и вовсе перепутала карты. Вернулся Яков домой только в 1943 г., как раз в середине войны, с серьезной травмой головы, инвалидом второй группы. Устроился художником - оформителем в железнодорожном клубе. Пригодился Яков Петрович клубу и как художник декоратор. Но его больше привлекала станковая живопись.
По предложению супруги Якова Петровича их
семья переезжает в Белогорск. Началась его творческая деятельность с
преподавания в школе. У Якова Петровича семья, дети и заботы о хлебе насущном
отнимали все время, днем преподавал уроки рисования в школе, вечером
подрабатывал оформителем, трудился по хозяйству дома. К любимому делу вернулся,
когда дети выросли. Яков Петрович отправлялся в тайгу вверх по Томи и дальше на
север. Он совершил художественно-исследовательский путь, итогом которого стало
написание картин о БАМе, дальневосточной природе и жителях нашего края: «Дорога
на Экимчан», «Поселок северный», «Верховья Зеи», «Река Каменушка», «Лес -
стройкам первой пятилетки». Картины наполнены светом, солнцем, художнику
удалось найти гармонию света, создать поэтичные образы дальневосточной природы.
С большой любовью Яков Петрович пишет
картины о городе, ставшем родным, о реке Томь. Пейзаж на вид самый обычный:
излучина реки под обрывистым берегом, на воде легкая зыбь, переливы голубого
оттенка рисуют сизую дымку тумана. В небе сгрудились облака, их неясные
вибрирующие очертания проступают в неровном зеркале речной глади.
Серия картин «Времена года» отражает всю
любовь и восхищение художника нашим удивительным краем. Это мы видим в его
полотнах: «Зима», «Иней», «Ранний снежок». В картине «Зимой» художник изображает
морозный день, на солнце искрится снег. Деревья словно застыли в своем величии,
падающие тени от деревьев, каменные дома соседствуют с деревянными. Пейзажи:
«Осень», «Начало сентября», «Осенний ветерок», «Осень у тихой речки» -
наполнены воздухом, золото листвы чарует и манит в лес, парк прогуляться и
пошуршать листвой. Деревья в своем новом золотом наряде предстают перед нами
героями театральной пьесы.
Творчество Якова Петровича Доронина
патриотично, он не просто с любовью писал картины, этюды, изобразив улицы и
дома, вошедшие в историю города. Его творчество - эстафета для потомков, пример
трудолюбия, целеустремленности, любви к родному краю. Выставки его картин в
музее всегда привлекают посетителей.
С.Н. Бондарь, Белогорский краеведческий музей
отредактировано мной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий