Поиск по этому блогу

суббота, 21 декабря 2013 г.

История локомотивного депо Белогорска (к 100 летию)


История Белогорского локомотивного депо связана со строительством важнейшей составной части великого Транссиба – Амурской железной дороги.
Открытие и освоение Приамурья, как и всего Дальнего Востока, диктовалось историко-экономическим развитием русского государства. России был необходим выход к морям и океанам в целях установления торговых и культурных связей с другими странами и народами. По указу царского правительства летом 1898 года началось строительство железной дороги на Дальневосточном направлении. В 1900 году с запада к Амурской области подошла Сибирская, а с Востока, от Владивостока, Уссурийская железные дороги. Строительство Амурской железной дороги от станции Куэнга до Бочкарево началось в 1908 году и полностью было закончено к началу 1916 года. Тем самым были соединены Уссурийская и Забайкальская железные дороги в единую магистраль Дальнего Востока.


 В 1907-1909 гг. производилось изыскание трассы Амурской железной дороги, а в 1910 году началось строительство ее средней части. При этом село Александровское оказалось в непосредственной близости к линии строящейся дороги, что повлияло на усиление роста села. Строительство паровозного депо и станции первоначально началось на правом берегу реки Томь в районе села Бочкарево, а ныне существующая станция Серышево должна была строиться в районе села Белоногово. Но белоноговские кулаки и зажиточные люди воспротивились этому под предлогом, что «бузуи» (так они называли рабочих, особенно холостяков, приезжавших строить дорогу) отобьют у них жен и разворуют дочерей. Главный инженер-строитель согласился с протестом, получил большую сумму золотом и перенес строительство станции на 5 километров от села 
Белоно­гово в Серышево, а депо и станцию Бочкарево перенес на левый берег реки Томь рядом с селом Александровское. В 1911 году был образован пристанционный поселок, названный по соседнему селу Александровским. Станция же, к которой прилегал поселок, была названа Бочкарево, по фамилии одного из строителей железной дороги инженера Бочкарева. При районировании Амурской области в 1926 году село Александровское с железнодорожным поселком Александровским было преобразовано в город и названо городом Александровск-на-Томи.



Возводилось локомотивное (тогда паровозное) депо как и вся железная дорога ссыльными каторжанами и контрактованными рабочими. Их поселение располагалось в районе нынешней Сосновки. Как известно, строитель чистотой рабочей одежды не отличается. (Это и понятно, такую работу непыльной не назовёшь.) А уж как тут сохранить приличный вид, если имеешь дело со строительством паровозного депо? Вот и ходили ссыльные каторжане всегда грязные. От этого и прозвали район, где они жили, Чумазовкой. 
В целом, возведение депо и железной дороги, пожалуй, самая трагичная страница истории города. Амурская "колесуха" построена на костях и крови. Глухая тайга и обширные болота серьезно затрудняли работы. Здесь использовался труд осужденных. При прохождении болот сначала сооружалась временная железная дорога на деревянной основе, представлявшей систему продольных и поперечных лежней. По ней возился грунт, который отсыпался на бревенчатые настилы. Нередко целые звенья готовой дороги исчезали бесследно в топях, и работа возобновлялась снова. Осушая болота, выкорчёвывая леса и делая насыпь из щебня, каторжане работали по 12-14 часов в сутки, без еды, стоя по колено в воде. Порой их наручниками приковывали к тачке. Есть версия, что даже сам Котовский, будучи сосланным  принимал участие в этой страшной стройке. Тех, кто падал замертво, хоронили здесь же, на дорожной насыпи. Остальным отвели место недалеко от их же дощатых бараков, там, где сейчас находится Штаб Армии. Говорят, что до сих пор на его территории можно найти останки...












Комментариев нет:

Отправить комментарий